Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей.
В ряде случаев, помимо нарушения звукопроизношения, снижения фонематического восприятия, несовершенства грамматического строя речи, во время обследования логопед выявляет у ребенка трудности в произношении слов сложной слоговой структуры. Может нарушаться порядок слогов, сокращаться их число, отмечаются искажения, замещения, ошибки воспроизведения стечений согласных.
В онтогенезе овладение слоговой структурой происходит постепенно, через ряд закономерно сменяющихся фаз. К 3—3,5 годам при условии нормального развития речи все основные трудности слогообразования оказываются преодоленными. С этим же возрастным периодом связано появление так называемого «языкового чутья>, когда ребенок способен оценить правильность и выявить дисгармонию не только своего, но и чужого высказывания.
Способность к овладению слоговым составом слова может быть выделена в качестве признака, позволяющего распознавать различную природу речевых расстройств.
Последние исследования подтверждают корреляцию нарушений слоговой структуры слова с особенностями развития неречевых процессов:
оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации.
В свою очередь, формирование слоговой структуры соотносится с усвоением лексико-грамматической стороной речи и звукового анализа, влияет на успешность овладения письмом и чтением.
Формирование предпосылок развития слоговой структуры слова.
К предпосылкам формирования слоговой структуры слова относят пространственный, динамический и ритмический факторы психической деятельности. Их зрелость проявляется в способности ребенка к последовательной переработке звуковых сигналов (при восприятии) и к линейному построению артикуляционных движений (при проговаривании).
Индикатором сформированности оптико-пространственной ориентации, ритмического и динамического построения движений являются продуктивные виды деятельности, связанные с практическим освоением пространства и формированием пространственных представлений.
Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации
Упражнение 1
Ребенок сидит на стуле, глаза открыты либо закрыты. Взрослый звенит в колокольчик, держа его перед ребенком, за ним, над и под стулом, справа и слева. Нужно правильно сказать, где звенит (справа, слева, наверху, внизу, впереди, сзади).
Упражнение 2
Взрослый называет действие предмета или только предмет. Ребенок отвечает, далеко это или близко. Приведем пример:
Взрослый. Пароход плывет...
Ребенок. Далеко!
Взрослый. Маша сидит...
Ребенок. Близко!
Можно предложить следующие темы.
Карандаш лежит, дверь хлопает, пальмы растут, аквариум стоит, поезд гудит, доска висит, лифт едет, кит плывет, мама работает, кукла лежит, жираф живет, открытое окно, цветы в вазе, машина сигналит, Ваня топает, попугай в клетке, музыка играет, зеркало висит и т.д.
Упражнение З.
Это упражнение — вариант предыдущей игры.
Взрослый. Снег на вершине горы...
Ребенок. Высоко!
Взрослый. Божья коровка на ромашке...
Ребенок. Низко!
Взрослый. Ведро упало в колодец...
Ребенок. Глубоко!
Можно предложить также следующие темы.
Самолет летит, комар летит, акула плавает, туча плывет, капли падают в лужу, камень на дне реки, дым из трубы, костер потух, парашютист приземляется, якорь стоящего корабля, птица на верхушке елки, бабочка на травинке, бросаем мяч в кольцо, ныряем, наклоняемся за игрушкой и т.д.
Упражнение 4
Ребенок перемещается в пространстве по инструкции взрослого.
Робот идет вперед... стоп. Направо... стоп. Вниз (под стол)... стоп.
Вверх (встать)... стоп. Влево... стоп. И т.д.
Аналогично можно проводить игру с предметами, перемещая их в пространстве (куклы, самолет, машина).
Упражнения на развитие сомато-пространственной ориентации.
Упражнение 5.
После показа взрослым ребенок повторяет движения, отвечая на вопросы.
Взрослый. Где находится сердце?
Ребенок. Слева.
Взрослый. Где у тебя тема?
Ребенок. Сверху.
Взрослый. Где подошвы?
Ребенок. Снизу.
Взрослый. Какой глаз я тебе закрыла?
Ребенок. Правый.
Взрослый. Где у человека спина?
Ребенок. Сзади.
Взрослый. Где живот?
Ребенок. Спереди.
Взрослый может предложить такие вопросы.
На каком плече моя рука? Куда «смотрят» коленки? А пятки? Какой рукой ты рисуешь? А ешь? Какое ухо я трогаю? Где лоб? Затылок? Волосы? Стопы? Переносица? Позвоночник? На какой бок я кладу твою руку? До какого виска я дотронулась? И тд.
Упражнение 6.
Ребенок самостоятельно показывает: левый мизинец, правый локоть, правый носок, левое запястье, левое бедро, мочку правого уха и т.д.
Упражнение 7.
Ребенок выполняет «перекрестные» движения, показывая:
правой рукой левую щеку, левый бок правой рукой, левой рукой правый висок, средним пальцем правой руки левое плечо, мизинцем левой руки правый глаз, указательным пальцем правой руки левое запястье, большим пальцем левой руки правый мизинец правой руки.
Упражнение 8
Взрослый молча выполняет движения, ребенок должен повторить той же рукой или ногой, избегая зеркальности: правая рука вверх, левая нога в сторону, правая рука на пояс, правое колено к груди, «ласточка» на левой ноге, левая рука на живот, «аист» на правой ноге, и пр.
Впоследствии движения рукой и ногой можно выполнять одновременно.
Упражнение 9
Взрослый просит ребенка выполнять называемые движения без показа образца. Команды берутся из упражнения 8.
Упражнение 10.
Это упражнение дополнительно тренирует самоконтроль, произвольное торможение. Взрослый выполняет несложные движения, ребенок повторяет каждый раз выполненное движение, отставая на одно. Приведем пример.
Взрослый ставит руки на пояс, затем вытягивает правую руку в сторону.
Ребенок ставит руки на пояс.
Взрослый выставляет левую ногу вперед.
Ребенок вытягивает правую руку в сторону.
Взрослый поднимает левую руку.
Ребенок выставляет левую ногу вперед и т.д.
Упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве (на листе бумаги).
Упражнение 11
Взрослый предлагает ребенку следующие задания.
Поставь вверху листа точку (внизу палочку), нарисуй справа крестик (слева птичку), проведи в нижнем левом углу волну (в нижнем правом углу прямую линию) и тд.
Упражнение 12.
От поставленной на листе точки, без отрыва руки, ребенок должен рисовать линию под команды взрослого.
Едем направо... стоп, вверх... стоп, налево... стоп, вверх... стоп и т.д.
Упражнение 13.
Графический диктант. Ребенку предлагается нарисовать:
крест справа от палочки, точку слева от крючка, овал под треугольником, квадрат в круге , и т.д.
Упражнение 14.
Ребенок должен продолжить ряд.
хх/хх/хх/
О+О+О+
Упражнений 15.
Упражнение состоит в копировании ребенком различных фигур (по выбору взрослого) от простых до более сложных.
Упражнение 16.
От ребенка требуется найти лишнюю фигуру среди подобных, но перевернутых в пространстве.
Упражнение 17
Взрослый и ребенок рисуют план комнаты, указывая положение окон, дверей, мебели, человека. Затем обозначают на плане местоположение игрушки, переставляя ее каждый раз. Ребенок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на ее обозначение на плане.
Примечание. Для развития оптико-пространственной ориентации рекомендуются занятия по аппликации.
Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации
Упражнение 18.
Графический диктант. Для графического диктанта предлагаются следующие задания.
Нарисуй сначала дом, потом человека, в конце цветок; на дереве нарисуй сначала листик, потом дупло, в конце гнездо и др.
Упражнение 19
диктанты со сменой ролей «учитель — ученик». Это модификация графического диктанта. Ребенок диктует, правильно употребляя пространственно-временные термины, взрослый рисует.
Упражнение 20
Взрослый дает ребенку задания.
Вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; вначале покачай мишку, потом покорми зайца, в конце обуй куклу и др.
Упражнение 21
Взрослый прерывает выполнение действия ребенком и задает вопросы.
Что ТЫ сделал раньше? Что ТЫ делаешь сейчас? Что ТЫ сделаешь потом?
Упражнение 22
Ребенок должен последовательно описать три действия взрослого, правильно употребив временные термины.
Упражнение 23
Упражнение состоит в раскладывании ребенком картинок по темам «Времена года», «Части суток». В заключение взрослый и ребенок обсуждают последовательность картинок.
Упражнение 24
Взрослый и ребенок беседуют по теме «Вчера — сегодня — завтра».
Упражнение 25
Упражнение заключается в упорядочении процессов во времени без наглядной опоры. Взрослый задает вопросы, ребенок отвечает. Приведем пример.
Взрослый. Мальчик позанимался, мальчик застелил постель, мальчик поужинал.
Ребенок. Сначала мальчик застелил постель, потом мальчик позанимался, в конце мальчик поужинал.
Можно предложить такие темы.
Взрослый, пожилой, маленький; цветы, бутоны, семена; появились лужи, пошел дождь, потемнело; нужно подождать пять минут, нужно налить в чайник кипяток, нужно заварить чай.
Упражнение26
Переход к работе с речевым материалом. Взрослый дает ребенку задание.
1. Послушать слова: мак, суп, ДЫМ. Сосчитать. Назвать второе слово, первое, третье.
2. Послушать предложения: Костер горит. Птица летит. Снег идет. Сосчитать. Назвать третье предложение, второе, первое.
Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений
Упражнение 27
Удержание динамических программ. Упражнение состоит в многократном самостоятельном повторении ребенком действия после визуального предъявления инструкции взрослым.
1. Артикуляционные упражнения:
— открыть рот, оскалить зубы, надуть щеки;
— язык за правую щеку, губы трубочкой, язык на нижней губе;
— втянуть щеки, пощелкать языком, подуть;
— два раза пощелкать языком, один раз подуть;
— беззвучно артикулировать гласные [и]—[у]—[а];
— беззвучно артикулировать согласные [п]—[н]—[м].
2. Упражнения для рук:
— большим пальцем поочередно касаться указательного, мизинца, среднего;
— класть кисть руки на стол кулаком, ребром, ладонью;
— показывать: кольцо из пальцев, ладонь вертикально, «уши зайчика»;
— из и.п. «кулак на столе» поочередно показывать большой палец, мизинец, указатёльный палец.
З. Упражнения для тела:
наклониться вправо, сесть на корточки, встать, хлопнуть в ладоши;
помахать руками над головой, руки убрать за спину, прыгнуть на месте;
— топнуть ногой, руки к плечам, вниз, поднять голову, опустить.
Упражнение 28
Ребенок повторяет ритмические рисунки за взрослым — отстукивание, отхлопывание, притопывание:
— сопряженно, затем отраженно;
— одной, двумя руками, ногами. Чередуя право — лево, руки — ноги;
— по визуально-акустическому образцу, затем только по акустическому;
— с передачей ритма без учета громкости, затем с учетом ее, с чередованием громкости в одном ритмическом рисунке.
— медленное отстукивание образца, данного в быстром темпе. Затем точное его повторение.